Ахеменидская торевтика является ботатым источником для изучения этнокультурных контактов в рассматриваемую эпоху, мировозрения древних иранцев, эволюции искусства. Необходимо отметить следующие важные характеристики:
1. Наследие торевтов эпохи Ахеменидов - ярчайшая страница в истории взаимодействия культур земледельческих цивилизаций и кочевых народов, демонстрирующая как самобытность отдельных культур, так и результаты их взаимовлияний.
2. Торевтику нельзя рассматривать изолированно от других видов искусства, поскольку одинаковые мотивы декорирования можно обнаружить и на рельефах, и на тканях, и на металлических украшениях. Распространенным сюжетом ахеменидской глиптики являются сцены военных триумфов или охоты персидских царей и воинов. Сцены иногда точно копируют рельефы Персеполя или рельефы, украшающие царские гробницы. Часто можно уловить детали слепого копирования: например, на уже упоминавшейся ткани из Пазырыка процессия львов точно копирует не только ткань одежды Дария, но и изображения львов на его гробнице, причем воспроизведены детали рельефной моделировки. То же самое явление характерно и для многих изображений на золотых и серебряных сосудах.
3. Произведения торевтики наглядно демонстрируют процесс взаимовлияния культур, расширения репертуара мотивов декорирования. С другой стороны усиливается тенденция унификации в искусстве. Многие произведения торевтики, в особенности ритоны, исполненные, как указывают детали техники, мидийскими, малоазийскими и восточноиранскими мастерами, каноничны по форме, орнаменту, даже по размерам, независимо от места их производства. Ярко демонстрируют процессы унификации печати и цилиндры с изображением крылатых львов, грифонов, сфинксов, горных козлов по сторонам "древа жизни". Единство стиля памятников искусства есть отражение культурного единства "ахеменидского мира"... (Дандамаев., с.261)