"Искусство кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в хунно-сарматскую эпоху"
Лекция
Худяков Ю.С.

Истоки прикладного искусства хунну

Отмеченные тенденции в развитии искусства кочевников Центрально-Азиатском историко-культурного региона формировались под воздействием различных факторов, постепенно, в течение длительного исторического периода. Наряду с изменением идеологических и эстетических представлений и усовершенствованием технических возможностей для изобразительной деятельности в кочевом обществе важную роль в этом процессе играла возросшая интенсивность внешних культурных контактов.

Основные тенденции развития кочевнического искусства в хунно-сарматскую эпоху отчетливо проявились в начальной фазе эволюции в прикладного и изобразительного искусства хуннов.

На раннем этапе формирования хуннской культуры в Северном Китае, в Ордросе, в составе ее предметного комплекса были представлены предметы, выполненные в своеобразном зверином стиле. В период существования классической хуннской культуры с конца III в. до н.э. до II в. н.э. предметы хуннского прикладного искусства получили широкое распространение по всей территории Центральной Азии и Южной Сибири.




В хуннских комплексах Северного Китая представлены разнообразные предметы торевтики. В состав хуннского воинского наборного пояса входили ажурные бронзовые пряжки, бляхи, подвесные кольца. Пряжки и бляхи украшались стилизованными, орнаментированными изображениями копытных и хищных животных, синкретичных фантастических хищников, сценами борьбы и терзания. Фигуры животных изображались в статичных или экспрессивных позах, с вычурными орнаментальными деталями и вставками из цветных камней.

В материалах хуннской культуры в Монголии и Забайкалье имеются образцы искусства звериного стиля, представленные на предметах торевтики, роговых и костяных вещах, войлочных и ворсовых изделиях, поделках из камня. Отдельные предметы хуннского прикладного искусства встречаются и за пределами основного ареала расселения хуннских кочевников. Они представлены в предметных комплексах синхронных культур южно-сибирских кочевников, находившихся в политической зависимости от хуннской державы.

Наиболее популярными персонажами хуннского искусства звериного стиля были дикие и домашние копытные животные: быки, яки, горные козлы, благородные олени, лошади. Для хуннов характерны изображение туловища животных в профиль с головой, повернутой в анфас, а также передача движения копытных животных иноходью - с парой вытянутых и парой согнутых ног. Парные изображения животных в статичной позе выполнены симметрично. В сценах борьбы зверей симметрия отсутствует. Среди животных, относящихся к хищникам, чаще других изображались грифоны и синкретичные звери, сочетающие черты кошачьих и канисовых. На хуннской торевтике представлены редкие для степной культуры животные, такие как медведи и кабаны. Большинство композиций и некоторые одиночные изображения животных заключены в прямоугольную орнаментированную рамку. Однако, встречаются бляхи и пряжки без рамки, изображающие одиночных зверей, сцены борьбы и терзания.

Традиции звериного стиля характерны для художественной обработки металла на протяжении существования хуннской культуры. Однако наряду с ними использовались отдельные приемы и элементы полихромного стиля в украшении деталей поясного набора. Вставки из полудрагоценных камней и цветного стекла использовались как для инкрустации фигур животных, так и для изделий, украшенных геометрическим орнаментом. В памятниках хуннской культуры Ноин-Ула, Дархан, Салхит, Тэбш-Уул, Ильмовая Падь в Монголии и Забайкалье обнаружены бронзовые и богхедовые поясные пластины с геометрическим орнаментом и вставками из цветных камней и золотые подвески, украшенные зернью.

Если происхождение хуннского варианта звериного стиля от скифо-сибирской основы не вызывает сомнений, то источник появления в хуннской художественной традиции элементов полихромного стиля не вполне ясен. Поиски истоков этого стиля в искусстве бронзового века Центральной Азии бесперспективны. Вероятно, причиной появления в хуннском искусстве элементов этого стиля могли быть контакты хуннских кочевников с ираноязычными номадами, культуры которых относятся к кругу сарматоидных, например с юэчжами или кангюйцами.




При оформлении роговых и костяных изделий хунны применяли технику резной гравировки в хуннском могильнике Аршан-Булук в Монголии было обнаружено роговое горлышко бурдюка с резной многофигурной композицией, на которой изображена сцена охоты с собакой на горных козлов и аргали [12]. Рисунки изображают в стремительном беге иноходью. Детально показаны фигуры аргали с круто загнутыми рогами. Подобная манера изображения диких копытных получила распространение и в других культурах хунно-сарматского времени.

Особой выразительностью обладают изображения сцен терзания грифонами копытных животных на коврах из погребений хуннских шаньюев в могильнике Ноин-Ула в Монголии. Это уникальные произведения прикладного искусства. Фигуры лосей и орлиных грифонов изображены в стилизовано экспрессивной манере. Подобрана своеобразная цветовая гамма для изображения животных и орнаментации [13]. Судя по вои-улинским «орнамент, для украшения подобных предметов использовались образцы классических персонажей из репертуара хуннского варианта звериного стиля.

В хуннском прикладном искусстве существовала устойчивая традиция орнаментации керамической посуды, изготовленной на гончарном круге. Гончарные вазы, наиболее распространенный тип посуды, орнаментировались по тулову полосой резного орнамента или налепными валиками. Чаще всего использовался мотив прерывистой волнистой линии, заключенной в горизонтальный пояс. Применялись разнообразные мотивы штампованного орнамента. Нижняя часть тулова сосудов обрабатывалась вертикальным лощением.

Сходные приемы орнаментации применялись при литье бронзовых котлов на конических поддонах, которые украшались горизонтальными, иногда двойными и прерывистыми валиками по тулову и фигурными выступами на венчике и ручках.

В прикладном и изобразительном искусстве и бытовой культуре хуннов, помимо наследия древних центрально-азиатских кочевнических традиций и влияния иноэтничного кочевого окружения, отчетливо прослеживается широкий круг заимствований из оседло-земледельческого инокультурного мира. Особенно значителен в хуннской культуре набор инноваций, приобретенных в процессе длительных контактов с населением северных приграничных районов империи Хань. В хуннской культуре широко использовались ханьские шелковые ткани для изготовления одежды, бронзовые зеркала и монеты, нефритовые украшения, лаковая посуда. Традиции ханьской архитектуры применялись при строительстве хуннских дворцовых и фортификационных сооружений.

Вполне вероятно, что технология хуннского гончарного производства восходит к ханьским традициям. Ханьское влияние прослеживается и в хуннском петроглифическом искусстве. На наиболее известном хуннском петроглифическом памятнике Яманы-Ус в Монголии имеются силуэтные и контурные изображения парадных экипажей, запряженных лошадьми, в сопровождении всадников [14]. Вероятно, эта композиция изображает приезд посольства или ханьской принцессы с почетным хуннским эскортом, выданной замуж за хуннского шаньюя по договору "о мире и родстве", заключенному между хуннской державой и империей Хань. Рисунки парадных экипажей, вне сомнения, восходят к ханьской манере профильного изображения аналогичных повозок. В то же время рисунки всадников, выполненные в единой с экипажами стилистической манере, имели своими прототипами именно хуннских конных воинов. У них изображены высокие конические головные уборы, типичные для хуннских кочевников, колпаки, луки в налучьях и колчаны. Реалистично показаны лошади всадников, сопровождающих парадные экипажи.

Конечно, элементы ханьской культуры были заимствованы преимущественно высшей знатью хуннского кочевого общества и в меньшей степени затронули рядовых кочевников. Однако импорт и использование ханьских вещей в повседневном быту привели к вытеснению из употребления отдельных элементов традиционной кочевой культуры. У хуннов практически отсутствуют зеркала собственного производства, которые были широко распространены в культурах скифского времени в Южной Сибири и Центральной Азии.

Петроглифы Яманы-Уса остаются уникальным явлением в хуннском наскальном изобразительном искусстве. Попытки отнесения к хуннскому времени некоторых рисунков сцен охоты на петроглифических памятниках Бурхатын-Газар, Цагаан-гол, Завсан в Монголии не имеют достаточных оснований, поскольку изображенные на них антропоморфные персонажи в грибовидных головных уборах принято датировать эпохой бронзы [15]. Нет оснований и для отнесения к хуннской культуре некоторых тамгообразных знаков, выбитых на поверхности скал с этими рисунками [16]. По-видимому, наскальное искусство, так же как возведение монументальных памятников и антропоморфной скульптуры, не были характерны для хуннской культуры [17].

Обзор имеющихся материалов свидетельствует, что для хуннского прикладного и изобразительного искусства было характерно преобладание традиционных для звериного стиля образов животных, выполненных в стилизованной, орнаментальной манере, с отдельными элементами полихромного стиля и геометрической орнаментации. Антропоморфные персонажи в хуннском искусстве встречаются очень редко. Их появление в сложных сюжетах петроглифики, возможно, связано с инокультурным ханьским влиянием. Своеобразие хуннского искусства в сравнении с искусством скифо-сибирского звериного стиля в Центрально-Азиатском историко-культурном регионе обусловлено характером стадиальных изменений в кочевнических культурах, этническим обликом хуннской культуры и устойчивой ориентацией на ханьские инновации.